Виртуальный тур

Аудиолекции

Знамя Победы
Сказка о Вилючинске
Дорога жизни
Сталинград
Яндекс.Метрика

Архивные материалы

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

     Официально город Вилючинск сравнительно молод - 16 октября 2013 года ему исполнилось всего 45 лет. Однако, первые люди (ительмены), облюбовавшие побережье Тарьинской бухты, обустроились здесь более 2.000 лет до н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, которые ученые относят к так называемой «тарьинской культуре», считающейся наиболее древней культурой развитого неолита.

      Впервые письменное упоминание о существующем на берегу Тарьи поселении встречается в путевом дневнике первого исследователя Камчатки и Дальнего Востока в целом С.П. Крашенинникова, принимавшем участие во Второй камчатской экспедиции В. Беринга и посетившем Тареин острожек весной 1739 года.

      В дальнейшем эти места посещали известнейшие люди:

      Б. Лессепс (участник пропавшей экспедиции Ж.-Ф. де Ла Перуза, единственный из оставшихся в живых французов, пустившихся в кругосветное путешествие), будущий адмирал Г.А. Сарычев, английский мореплаватель Ф. Бичи, лицейский товарищ А.С. Пушкина адмирал Ф. Матюшкин, академик В.Л.Комаров и др.

      Именно в Тарьинской бухте в 1854 году перед нападением на Петропавловск - Камчатский отстаивались корабли англо – французской эскадры, а на территории будущего Вилючинска был захоронен адмирал Д. Прайс, руководивший этой эскадрой.

     Н.Н. Муравьев первым из губернаторов Восточной Сибири, к которой относилась и Камчатка, посетив полуостров в 1849 году, и обеспокоившись политической обстановкой на Тихом океане, а так же беззащитностью Петропавловского порта, предложил перенести порт в Тарьинскую бухту, учитывая ее более выгодное географическое положение, оперативный простор, возможности защиты, вплоть до строительства канала, по которому в случае блокады порта неприятелем можно было бы вывести свои корабли в океан.

     Во второй половине 19 века в бухте Ягодной и на берегу озера Ближнего впервые на полуострове стали добывать глину и обжигать кирпич для нужд Петропавловска – Камчатского.

     Именно в Тарьинской бухте зародилась камчатская рыбная промышленность. В 1899 году компания «Камчатское торгово – промышленное общество» начала строительство рыбоконсервного завода, вступившего в строй в 1901 году и ставшего первым в истории полуострова промышленным предприятием, производившим товарную продукцию.

20-е годы 20 века отмечены интенсивным хозяйственным освоением берегов бухты Тарья. В 1925 году на арендованной рыбаками территории стали функционировать рыбозавод и лесоучасток, заготавливающий дрова и строительный материал для Петропавловска. Начал строиться пос. Старая Тарья.

     В 1929 году на месте будущего Рыбачьего возникает пос. Новая Тарья, т.к. здесь начала свою деятельность тресколовная база «Тарья». Открывается рыбозавод (в последствии Авачинский рыбопромышленный комбинат), занимавшийся не только переработкой, но и активным ловом рыбы. Он имел засольный, коптильный, колбасный цеха, а так же единственный на полуострове витаминный цех, с установкой по выработке рыбьего жира. В бухтах Саранной и Жировой располагались базы рыбокомбината, где ловили и заготавливали рыбу. В военные годы комбинат первым на Камчатке освоил выпуск сухого фарша для отправки его на фронт. После войны рыбообработчики так же впервые на полуострове освоили засолку икры минтая. В 1932 году на берегу океана в бухте Саранной организована рыболовецкая артель (впоследствии колхоз «Вилюй»), а в 1937 в бухте Сельдевой – артель им. Сталина, позднее так же ставшая колхозом.

     В 60-х годах 20 века рыбообработка на берегах Тарьинской бухты прекратилась и начала возрождаться в конце 90-х годов, когда на территории города стали функционировать рыбоперерабатывающие заводы «Сокра» (1998 г.) и «Чайка» (1999 г.).

      Инфраструктура будущего Вилючинска начала закладываться в конце 30-х годов 20 века. В 1937 году в Старой Тарье открываются 4-х летняя школа и фельдшерский пункт, в 1939 году в Новой Тарье-1 (Рыбачий) - сельский клуб, при котором функционировала библиотека, в 1940 году – в пос. Новая Тарья-2 (Сельдевая) начинает работать изба – читальня.

     В это же время зарождается научная деятельность: супруги Ф.В. Крогиус и Е.М. Крохин – ихтиологи, пионеры комплексного изучения биологии воспроизводства тихоокеанских лососей камчатских стад – открыли в 4-х км. от пос. Старая Тарья на озере Дальнем (естественном нерестилище ценного вида лососей-нерки) постоянный наблюдательный пункт впоследствии ставший Камчатской научной станцией ТИНРО. Совместно с математиком В.В. Меншуткиным они построили кибернетическую модель популяции красной рыбы, формула которой до сих пор используется во всем мире. За эту работу ученые были в 1971 году удостоены Государственной премии СССР.

     Первая страница летописи камчатских подводников писалась так же на берегах Тарьинской бухты. 02 июля 1938 года Военный Совет Тихоокеанского флота принял решение создать здесь базу подводных лодок для обороны северо – восточных рубежей страны. А уже 15 августа из Владивостока на постоянное базирование прибыли дизельные подводные лодки «Л-7», «Л-9», «Л-10», положившие начало новому формированию – 41-му отдельному дивизиону ПЛ 4-ой бригады ПЛ ТОФ под командованием капитана 2 ранга В. Киселева.

     К началу Великой Отечественной войны база ПЛ располагала достаточными средствами для организации обороны в случае нападения со стороны агрессивной по отношению к СССР Японии. В связи с тем, что боевые действия проходили на европейском театре действий, ГКО принял решение о передаче Северному флоту части подводных лодок ТОФа, и 25 сентября 1942 года из Петропавловска вышли в поход «Л-15» (капитан – лейтенант В. Комаров) и «Л-16» (капитан – лейтенант Д. Гусаров). 11 октября 1942 «Л-16» трагически погибла. Экипаж «Л-15» принял активное участие в боевых действиях: совершил 7 боевых походов, осуществил 4 минные постановки, потопил 4 корабля противника.

     Последняя точка во Второй Мировой войне была поставлена с непосредственным участием моряков и подводников 3-го отдельного дивизиона, дислоцировавшегося в Лахтажном. ПЛ «Щ»-105 (капитан 3 ранга Е.И. Зоткин) проводила наблюдение и разведку со стороны океана в направлении к воротам Авачинской губы; ПЛ «Л-8» (капитан 3-го ранга В.В. Судейко) сначала вела оперативную разведку в 1-м Курильском проливе, затем перешла в 4-й для того чтобы в случае необходимости воспрепятствовать возможной переброске войск противника. Плавбаза «Саратов» была предназначена для перевозки войск и грузов, а так же для эвакуации раненных из района боевых действий. Из личного состава плавбаз «Саратов» и «Север» был сформирован десантный батальон, первым высадившийся на о. Шумшу. Старшина 1-ой статьи боцман п/б «Север» Н. Вилков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

     В освобождении Курильских островов принимали участие и наши земляки – жители поселков Старая Тарья, Новая Тарья, Сельдевая: Бисиркин Ф.В., Горбунов Н.П., Захаров С.М., отец и сын Ивановы, Кашицын Т.Е., Кравцов А.Г., Колдоркин А.Ф., Макотра С.П., Мальцев С.Е., Моторин В. В., Тимофеев К.Н., Худаев Л.М., Челпанов М.А., Бархотов А.И., Зырянов Б.А., Шакуров Г.Д. – последние трое погибли в ходе боев за освобождение Курильских островов; их имена занесены в «Книгу Памяти Камчатской области».

     В послевоенное время активно развивавшаяся на Камчатке одна из крупнейших военно – морских баз страны потребовала создания и развития местных судоремонтных мощностей (корабли и суда ходили на ремонт во Владивосток, что было очень трудоемким и дорогостоящим процессом). В условиях Камчатки для постройки судоремонтного завода требовалось значительное время, и поэтому было принято решение о создании плавмастерской, которая стала бы ремонтной основой до строительства цехов на берегу. Для этой цели был использован специально переоборудованный трофейный японский рудовоз, бросивший якорь в бухте Сельдевая 5 сентября 1959 года – этот день стал днем основания 49-го Камчатского морского судоремонтного завода (СРЗ) ВМФ.

     Сразу же после прибытия ПМ «Горняк» на берегу бухты стали строиться промышленные сооружения, заводские корпуса, жилье для заводчан, возникает рабочий поселок Сельдевая.

     Летом 1959 года в бухту Крашенинникова (б.Тарьинская) прибыла экспедиция кораблей плавучего измерительного комплекса, идея создания которого принадлежала С.П. Королеву и была обусловлена тем, что при испытании новейших мощных ракет – носителей их последние ступени завершали свой полет далеко за пределами страны в Тихом океане.

     В связи с этим в 1958 году ЦК КПСС и Советом Министров СССР принято постановление о создании плавучего измерительного комплекса. В кратчайшие сроки углерудовозы типа «Донбасс» были переоборудованы в три измерительных корабля и один корабль - ретранслятор, из которых было создано соединение КИК, получившее в качестве легенды название 4-ая Тихоокеанская Океанографическая Экспедиция (ТОГЭ-4; в/ч 10573). «Сибирь» (флагман), «Сахалин», «Чукотка» и «Сучан» (с 1973 г. «Спасск») предназначались для обеспечения испытаний пусков межконтинентальных баллистических ракет и полетов космонавтов.

     Рождение пос. Приморский, расположившегося между пос. Старая Тарья и пос. Сельдевая непосредственно связано с приходом кораблей ТОГЭ-4. Для личного состава экипажей, а впоследствии и для их семей, была заложена первая улица – улица Мира, первый капитальный дом которой был сдан 4 мая 1961 года.

     В 1991-93 годах в связи со старением списываются из состава КИК корабли «Сибирь», «Сахалин», и «Чукотка». В 1994 году – «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». На сегодняшний день в строю остался только «Маршал Крылов».

     В конце 1950 – начале 60-х годов российский подводный флот становится атомным, ракетоносным и выходит на просторы мирового океана. 17 сентября 1963 года две первые АПЛ «К-115» (капитан 2-го ранга И. Дубяга) и «К-178» (капитан 1-го ранга А. Михайловский) впервые в истории мореплавания, совершив переход с Северного флота на Камчатку подо льдами Арктики, вошли в состав базы ПЛ, дислоцированных в п. Рыбачьем.

     Для обеспечения подводных лодок ракетным и ракетно – ядерным оружием около пос. Приморского были созданы в 1959 году в/ч 26942 и в 1960 году в/ч 31268. В 1960 году с целью развития радиотехнического вооружения формируется в/ч 63878.

     Развивается инфраструктура будущего города. В 1960 году открыты школа № 7, аптека № 37, гарнизонный матросский клуб (п. Приморский), в 1961 году - детский сад на 40 мест (п. Сельдевая), в 1962 году – заводской профсоюзный клуб «Вилюй» (п. Сельдевая), в 1966 году сдан в эксплуатацию 1-й дом по ул. Нахимова (п. Рыбачий).

     16 октября 1968 года путем объединения поселков Приморский, Советский (Старая Тарья), Сельдевая, Рыбачий (Новая Тарья), Ягодный, Лахтажный и Богатыревка образован «секретный» город, сначала носивший название Второй Петропавловск – Камчатский, затем Петропавловск – Камчатский - 50. Статус закрытого административно-территориального образования город приобрел в 1992 г. С 1994 г. закрытый город П-К-50 имеет название закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск. В 2005 г. закрытое административно-территориальное образование г. Вилючинск Камчатской области наделено статусом Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска).

     В 1968 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР в Петропавловске – Камчатском - 50 создается отдел специальных органов милиции по обслуживанию населенных пунктов особо важных объектов оборонного значения. Начальником ОВД назначается полковник В.В. Кулешов.

     Продолжает развиваться городская инфраструктура. В 1969 году начинают работать спортивная и музыкальная школы, в 1971 году открываются средняя школа № 1, массовые библиотеки № 1 и № 2, в 1972 году вступает в строй центральная парокотельная, в 1973 году – художественная школа, детский сад № 3, комбинат бытового обслуживания № 3 и Камчатский филиал Хабаровского судостроительного техникума. В 1976 году принимает первых студентов профессиональное училище, организованно автотранспортное предприятие, в 1977 году открывается Дом офицеров флота (ДОФ), основан клуб юных моряков (впоследствии Клуб юных техников, затем Школа информационных технологий), в 1978 году начинает работать хлебозавод, построено здание поликлиники № 1; в 1979 году выпускает первую продукцию мясо – молочный комбинат.

     В 1984 году в Камчатском областном центре в порядке исключения Постановлением Совета по делам религии при Совете Министров СССР была зарегистрирована Православная община во имя Успения Божьей Матери. С этого времени, после 70-летнего перерыва, началось возрождение православия на Камчатке.

В г. Вилючинске на сегодняшний день действуют две церкви: единственный на Дальнем Востоке морской гарнизонный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного в мкр. Рыбачьем (община зарегистрирована 29 июня 1994 г.) и храм во имя преподобного Серафима Саровского в мкр. Приморский (община зарегистрирована 31 августа 1994 г).

     В 1982 году на базе Тихоокеанского филиала Акустического института создан Камчатский гидрографический институт, основной задачей которого является создание стационарных средств дальнего обнаружения и обеспечение защиты оборонных и экономических интересов России в морях и акваториях, прилегающих к Тихоокеанскому побережью, а так же разработка информационно – вычислительных комплексов для гидроакустических систем различного назначения.

     В 1991 году выходит в эфир первая передача городского радио и выпускается первый номер городской газеты.

     Как и для всей страны 90-е годы 20 века оказались тяжелейшими для Вилючинска, но город выжил и продолжает развиваться.

     В 2000 году начался новый этап в деятельности крупнейшего вилючинского предприятия - Камчатского судоремонтного завода, который завершился созданием на его базе Северо – восточного регионального центра по ремонту и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил РФ. Сегодня предприятие ремонтирует АПЛ проектов 667 – БДР, 971, 949А, ДПЛ, НК, сухопутное вооружение и технические средства, утилизирует корабли.

     В этом же году создано ООО «Вилючинская верфь», сертифицированное в Российском Морском Регистре Судоходства. Предметом деятельности фирмы является судоремонт и изготовление металлоконструкций любой сложности, ремонт судовых палубных механизмов, средних дизелей разных типов, а так же столярно – плотницкие работы.

     В рамках реализации президентской программы возрождения базы подводных лодок в городе была развёрнута масштабная работа по обновлению объектов социально-бытовой инфраструктуры.

     2007-2011 гг. в жилом районе Рыбачий построено и реконструировано 14 жилых многоквартирных домов для семей подводников. Построены гарнизонный госпиталь, гостиница для офицерского состава и общежитие для экипажей ПЛ. Обновлению и модернизации подверглись казарменная база, здания штаба эскадры, штабов дивизий, Дом офицеров и базовый матросский клуб. Для маленьких вилючинцев открыли свои двери три комфортабельных детских садика.

Построены и введены в эксплуатацию пожарные депо № 2 и № 3, реконструировано депо № 1. Открыт библиотечный комплекс, построены спортивно-оздоровительный комплекс «Океан» и ледовый каток «Айсберг».

      На сегодняшний день г. Вилючинск, в котором проживают около 25.000 человек, территориально поделен на три разнесенных друг от друга массива: Рыбачий, где непосредственно базируются подводные лодки, Сельдевая, где происходит их докование, ремонт и утилизация, а так же «спальный» район Приморский.